Маршрут: пос.Полярный(110км) – оз.Эстото – р.Естовис – р.Ния-Ю – р.Бол. Уса – р.Бол. Бадьяшор – оз.Кузьты – оз.Мал. Хадата-Ёган-Лор – оз.Бол. Хадата-Ёган-Лор – р.Бол. Хадата – р.Щучья – Бованенковская трасса – г.Лабытнанги.
Километраж всего – 263 км
– сплав оз.Эстото – р.Естовис – р.Ния-Ю(лиственичная река) – 42 км
– подъем по р.Бол. Уса(нельмовая река) – 30.5 км
– подъем по р.Бол. Бадьяшор(большой ивовый ручей) – 27 км в том числе волок по тундре – 4км, прохождение каньона – 2.5км
– сплав по оз.Мал.Кузьты – оз.Бол. Кузьты(длинное озеро) – 5 км
– переход через перевал на оз.Мал. Хадата-Ёган-Лор – 6.5 км, в том числе подъем по ручью до начала перевала – 1.1км
– сплав по оз.Мал. Хадата-Ёган-Лор – оз.Бол. Хадата-Ёган-Лор(еловое озеро) – 12 км
– радиальный выход на ледник ИГАН – 15 км
– сплав по р.Хадата(еловая река) и Пыряяха(щучья река) – 125 км, в том числе радиальный выход на озера – 9км
Лодки: Аккорд 35, Каньон-Спорт.
После двух подряд больших походов на Кольский и в Карелию решили сменить регион и вернуться на Полярный Урал. Были только на Соби и теперь хотелось посетить горы севернее железной дороги. Сложный маршрут не пугал, так как за предыдущие походы накопился опыт подъемов против течения и волоков. Остановили свой выбор на интересном и насыщенном варианте, включающем прохождение 6 рек и 5 крупных горных озер, переход через перевал из Европы в Азию и обратно, посещение крупнейшего ледника Урала – ИГАН, красивейшие каньоны и бурные пороги.
На раннем поезд Воронеж-Москва, как обычно быстро и легко доехали. Перенесли площадь 3 вокзалов. Сходили в Ашан неподалеку и закупились продуктами в дорогу. Сели в поезд Москва-Лабытнанги в 8 вечера, и еще 2 дня настраивались на интересный маршрут.
05-06 августа. Заброска.
5 августа вышли на станции Елецкая. Здесь пересадка на поезд Воркута-Лабытнанги. Пока ждали, успели сходить на реку Елец. У станции удалось поймать слабый сигнал Билайн, смс можно отправить если постараться. Местные без проблем пользуются МТС. Купили хлеб по 70р за буханку. Погода прохладная, морось.
Воркутинский поезд прибыл по расписанию. В нем 4 вагона, последний пассажирский. До станции 110км доехали довольно быстро. С платформы ушли ближе к Соби и встали на стоянку у небольшого озерца. Вездеходная заброска запланирована у нас на завтра, совместно с другой группой.
6 августа встали рано. Позавтракали и сходили прогуляться на Собь. Мелко, но есть ямки где можно и рыбу половить.
После обеда окончательно упаковались, и к нам в гости зашел Жданов Юрий Васильевич. После непродолжительных переговоров, в том числе по спутниковому телефону, выяснилось, что плановой группы нет, и повезет нас он. В итоге мы сели в вездеход на 3 часа раньше запланированного, без роста материальных затрат.
До оз. Эстото ехали по местами сильно разбитой дороге. Заняли все посадочные места на крыше вездехода.
Открывающиеся виды очень понравились, особенно сам перевал, вид с него на азиатскую часть просто завораживает. Повезло с погодой, не было дождя и сильного ветра.
По пути попадались промоины, ручьи, крупные валуны – все это уверенно преодолевалось опытным экипажем. Вездеходчики – люди ответственные и профессиональные. На перевале остановились, прошли для безопасности метров 500 пешком. В семь часов вечера были на озере.
Подъехали на восточный берег Эстото к разбитому балку. Тут разбросано много жестяного мусора, неприглядно. Стоянку менять не стали – ветер с каждой минутой набирал силу и мы, как и многие другие группы, употребили металлоконструкции на загородки.
Вечером собрали лодки, и приготовились к завтрашнему сплаву.
7 августа. Сплав Эстото – Естовис – Ния-Ю.
Ночью погода испортилась. Ветер усилился, набежали низкие облака с гор. Пошел дождь, переходящий в морось. На воду вышли в 10.40.
В первой части озера у гор сильный ветер и глубина. После небольшого переката стало мелко и илисто на дне, но спрятались от ветра. С воды вид на горы с шапками из облаков прекрасен.
Вскоре вошли в Естовис, здесь вначале тоже мелко и илисто. Присутствует небольшое течение, редкие камни на дне. У впадения Бадьяшора видели 3 жилых чума. Отсюда река сильно изменилась – ускорилась, дно галечное. Теперь Естовис – это река-перекат, есть пара интересных порогов с хорошим падением. В два часа дня останавливались на обед, поймав окно без дождя.
После обеда проходим перекаты, они все мелкие, часть приходится проводить. Самый неприятный участок на разбоях за километр до устья. Здесь легко потеряться, много проток и проводить лодку приходится часто.
Вечером вошли в Ния-Ю. Прошли несколько перекатов, видели одинокий чум на правом берегу и пугливого олененка. На воде много уток с утятами.
На стоянку встали в 19.40 на правом берегу у первого порога в каньоне. Стояночные места, в привычном понимании, отсутствуют, везде покато и каменисто, местами лежит снег. Нашли более-менее ровный пятачок под палатку и разбили лагерь. Просушиться не возможно – ветер стих и полетела морось.
8 августа. Каньон Ния-Ю. Подъем по Бол. Усе.
Пасмурно. Сходили на разведку к близлежащему Щучьему озеру. Там мелко и безрыбно. В 9 утра начали поэтапное прохождение каньона Ния-Ю.
Сложные пороги просматриваем, заносим вещи и ставим страховку, простые идем сходу. Каньон очень красив, но нам не повезло с погодой, очень низкая облачность и с самого первого порога постоянная морось, переходящая в дождь разной степени интенсивности, фото и видеосъемка в очень сложных условиях.
Пороги в основном 2-3 кс, в нашу высокую воду довольно мощные. Главная неприятность – это невозможность местами поставить страховку или обнести по низу, а вода очень холодная…
Порог №3, перед крутым поворотом реки у грота, обносили из-за его опасности. В сливе торчат камни-гребенки. Еще в одном необносном пороге №5, не удалось удержать лодку на выходе – оверкиль, без особых потерь, уплыл только спиннинг.
Всего серьёзных порогов в каньоне шесть, но и между ними хватает коротких перекатов на мраморных плитах и галечниках.
К часу дня каньон был пройден. Встали на обед с видом на устье Ния-Ю. К этому моменту поднялся сильный СЗ ветер, и морось неприятно секла по лицу. Чтобы нормально пообедать натянули тент в ивняке. При прохождении каньона все промокли от непрекращающегося дождя и бурной воды, нужно было переодеться в сухое.
После обеда вошли в Большую Усу, ветер перестал дуть в лицо, хоть немного, но стало легче. Начинаем подъем вверх по реке. Через 1.5км встретился бурный порог на повороте, его обнесли по левому берегу, а дальше на веслах и в проводку до Косьрузьшора.
В половине восьмого вечера встали на стоянку напротив его устья ручья в ивняке. Натянули тент – в воздухе морось, холодно, нет никакой возможности просушиться, готовили полностью на газе.
9 августа. Подъем по Большой Усе.
Погода изменилась. В небе появились просветы, иногда выглядывает солнце, но дожди не прекращаются. Главное, что они не постоянные и ходовые вещи успевают просохнуть на ветру.
Вышли в 9.40. Выше устья Косьрузьшора перекат, за ним небольшие плесы сменяющиеся длинными быстротоками. На перекатах ловится рыба. С берегов видны далёкие горы.
С утра удалось поймать солнечный просвет и просушиться. А вот в обед солнечное “окно” внезапно превратилось в короткий сильный ливень…
Ближе к вечеру поднялись до длинного тихого плеса. Отдохнули от проводок. Река изменилась, далее много спокойных участков, они разделены бурными порогами. Пороги красивые и несложные, вода течёт по огромным каменным плитам. На плесах дне песчаное.
На стоянку встали в 19.30, преодолев очередной порог. Хорошее место на левом берегу реки, с дровами и отличным видом на тихую воду и горы вдали. Сразу от берега вглубь уходят песчаные ямы. Вечер тихий, на небе просветы.
10 августа. Подъем по Бол. Усе и Бол. Бадьяшору.
Ночью поднялся сильный ветер, а ближе к 7 утра пошел дождь. Завтрак на газе. Непогоду решили не пережидать, никаких признаков улучшения нет. Пошли до Большого Бадьяшора в 10.20.
Идем по плесам под средним и сильным дождем. Перегребали пару перекатов и впадение р. Малый Бадьяшор.
Как только Уса повернула на север начались длинные быстрые перекаты. Пришлось вести лодки по мелководью. Перед Большим Бадьяшором на берегу турбаза «Бадьяшор».
Поднялись на километр в устье и остановились на острове в разбоях. Здесь высокий ивняк, много дров, есть возможность натянуть тент, погреться и пообедать в относительном комфорте. Позже решили здесь остаться на ночевку, чтобы сэкономить газ и хоть немного просушиться.
После обеда дождь ненадолго прекратился и даже выглянуло солнце, но потом опять все затянуло низкими облаками. Ощутимо похолодало – до 6 градусов тепла, пошла морось.
Отбой сделали пораньше, нужно выспаться и набраться сил на непростой подъем по паводковому Большому Бадьяшору.
11 августа. Подъем по Бол. Бадьяшору.
Утром погода не сильно изменилась, но дождь идет чуть реже. Появились небольшие просветы в облаках. Ветер очень сильный и холодный, морось.
Стартовали в 9 часов. Сначала поднимались по разбоям, меняя берега с галечниками, но постепенно характер реки изменился – она стала широкой, мелкой, с крупными камнями. Вести лодки через этот “сад камней” становится тяжело.
До первого серьезного порога поднялись на 5 км и остановились на обед. Здесь последний высокий ивняк на Бадьяшоре. Дальше решили идти тундрой по правому берегу реки. Переложились для волока, и, не сдувая лодки, пошли по оленьим тропам.
Горы уже совсем рядом, но из-за низкой облачности и мороси, нам видно только их подножия.
Вскоре добрались до первого (нижнего) каньона. Он оказался великолепен – с голубой водой, бурлящей на мраморных валунах. Заметно, что после дождей уровень реки сильно поднялась.
Каньон протащили весь по верху. На крутом повороте перегребли струю и продолжили волок по левому берегу. Попутно делали разведку порогов – было ясно, что при паводковом уровне воды и тенденции к ее подъему, мы могли осуществить прохождение препятствий.
На стоянку встали у красивого мраморного порога в низине. Это входной порог нижнего каньона. Выше по течению видны только мелководные перекаты.
Морось не прекращается, к вечеру опять похолодало. Готовим на дровах, принесенных с предыдущей стоянки.
12 августа. Подъем по Бол. Бадьяшору. Прохождение нижнего каньона.
Снова пасмурно и морось. Каждый день для дежурного это испытание, постоянно то дождь, то ветер, то всё вместе…
После завтрака решаем воспользоваться высокой водой и пройти каньон на разгруженных лодках. Со страховкой и съемкой с берега. Все пороги перед прохождением просматриваем. С края каньона все кажется не очень сложным. А вблизи явно ощущается мощь течения и серьезность препятствий. Взяли на себя смелость дать им названия.
Наиболее опасным оказался порог в середине каньона. Прижим под скалу с каменной нишей и последующими двумя бочками в сужении (“Живчик”), остальные пороги также сложны из-за обливняков в русле (“Мамонт”), шиверистых подходов, довольно мощных бочек и прижимов к стенкам каньона (“Рыжий” и “Выходной”).
Весь каньон прошли успешно. С воды он интереснее, чем со склонов. Очень жаль, что нам его не подсветило солнце.
После прохождения вернулись в лагерь. Уложили рюкзаки и в 13.25 побрели вверх по Б.Бадьяшору.
Пороги кончились, начались мелкие перекаты и протоки. Дожди и разлив нам помогли немного, стало проще вести лодки и местами удавалось срезать повороты.
К обеду дошли до второго каньона. Верхний каньон очень живописный и интересный в спортивном отношении. Ключевой участок в середине – струя со всей силы наваливается на скальный обломок, оставляя узкий проход справа. Страховка затруднена.
Пообедали и обнесли каньон по левому берегу, но проходить на пустых лодках его не стали. Под вечер уже времени не было, а препятствие серьёзное.
После обеда морось практически кончилась, но облака все еще плотно сидят на вершинах. Выше каньона снова разбои и волок по галечникам. С каждым шагом входим в горную долину.
На стоянку встали в 19.10 вдалеке от реки в чаше маленького озерца. Место очень красивое и прикрытое от ветра. Но только успели поставить палатку, как на горы и долину легли облака. В воздухе стоит морось. Воду брали в ручье неподалеку. Тент смогли растянуть на склоне, готовка на газе.
13 августа. Подъем по Бол. Бадьяшору. оз. Кузьты
С утра сильная морось, иногда дождь – уже привычная погода для этого похода…
Собрались и вышли в 9.10. Провели лодки 500 метров и уперлись в красивый крутопадающий порог-водопад “Горные ворота”. Решили проходить в том же режиме, что и Нижний каньон.
Занесли вещи и прошли его на разгруженных лодках. Вначале заход от левого берега в улово, в нем можно раскрутиться и выходную бочку проходить ближе к правому берегу.
Выше порога снова проводки. С каждым километром становится все тяжелее. Течение сильное и совсем мелко, часто приходится пересекать протоки вброд по скользким камням. К 11 часам низкие облака начало сдувать и перед нами открылись горы, наконец то увидели солнце…
Еще долго и трудно шли по Бадьяшору до развилки на Кузьты. Повернули. Сколько смогли провели, а последние 500 метров до озера обнесли по берегу.
Долина и само озеро выглядят грандиозно – суровые горы со снежниками сходят прямо в воду. Посреди озера мелкая перемычка/перекат разделяющая Малые и Большие Кузьты.
Перекат провели и прогребли до восточной оконечности озера, где встали на стоянку в 18.50 на островке среди впадающих ручьев. К вечеру немного наладилась погода. Дожди стали короткими, ветер умеренным и немного потеплело. Дров нет. Готовим на газе.
14 августа. Перевал в Азию.
Утром облачно с прояснениями, с самого утра дождь. К завтраку распогодилось, даже удалось посмотреть радугу с одного берега Кузьты на другой.
Собравшись продолжили подъем-проводку против течения ручья питающего озеро. В нашу воду получилось подойти почти к подножию перевала.
Далее подъем на седловину примерно 850 метров, с набором высоты в 90 метров, местами довольно крутой. Лодки не сдували. На подъеме есть трава, каменистые участки короткие. Оправданной оказалась тактика челнока, занос тяжелых вещей наверх и потом возврат, и волок пустой лодки. Тактика волока за 1 раз показала себя не с самой лучшей стороны. Один из “Аккордов” получил серьезное повреждение, лопнув вдоль баллона почти на 1 метр. Причин могло быть несколько – незаметный перегрев темного по цвету судна, ранее полученные на волоках царапины, брак ткани… Далее однослойные Аккорды волочили в скрутке лодка на весле, преимущественно в одну ходку. Каньон-спорт прошел перевал без сдуваний и повреждений.
На подъеме было солнечно и жарко, а как только перевалили погода поменялась очень резко – с запада нас накрыло шквалом с дождем.
С перевала вниз пологий 4-километровый спуск, Волочить вещи и лодки под горку стало проще, но по сырой траве и тропам участились подскальзывания.
Встретили 2 туристов с Екатеринбурга, они шли на Кузьты и планировали сплавиться по Б.Бадьяшору в Усу.
Погода немного наладилась, появились просветы в облаках. Но к 14 часам, когда мы отнесли все вещи к началу Малого Хадата-Ёган-Лор, снова всё резко изменилось – по долине Изъяшора с юга подул холодный ветер.
Не без труда, используя вещи в качестве загородки, поставили палатку. Внутри занялись ремонтом порванной лодки. Потратили примерно 2 часа, но смогли поставить качественную латку, пообедали. Из-за ремонта и непогоды отменили запланированный сплав по озеру. Ужин готовили в тамбуре палатки. Погодные условия тяжелые, 6 градусов тепла, шквал, дождь…
15 августа. сплав по оз. Хатата-Еган-Лор.
Погода не изменилась. Холодно, морось и сильный ветер. Готовка опять в палатке. Не спеша собрались и пошли по озеру в 9.40.
Морось кончилась, холодно, ветер не ослаб, но теперь он попутный.
Малое Хадата-Ёган-Лор вначале мелкое и узкое, а ближе к перекату в Большое Хадата-Ёган-Лор глубина возрастает. Сам перекат довольно мелкий и быстрый. При повороте на восток вдалеке виден ледник Обручева.
Ветер по-прежнему сильный, на озере высокая волна. Горы укрыты шапками облаков, стоянок по берегам практически нет.
У восточной оконечности озера появились ольшаники и ива по берегам, уже можно заготовить дров.
Делали разведку подъема на ледник ИГАН, решили вставать на стоянку на правом берегу у истока реки Большая Хадата, в небольшой рощице ольшаника вдали от берега.
16 августа. Радиалка на ледник ИГАН. Сплав по Хадате.
Утром погода снова ухудшилась – морось и низкая облачность. После завтрака сложили вещи для сплава и, взяв всё необходимое, отправились на ледник. Подходы вдоль ручья Гидрологов возможны с обоих бортов долины, но хорошей натоптанной тропы мы не обнаружили. Идти приходится по сыпухе, куруму, мокрой траве – это надо делать очень аккуратно. Общий подъем примерно 750 метров.
Нам не очень повезло с погодой, опять заморосило и затянуло вершины туманом. Но основные достопримечательности – водопады, озера, ледник мы все же осмотрели.
В лагерь вернулись в 15 часов, пообедали, занесли лодки к реке и пошли по Б.Хадате вниз, подальше от непогоды…
Река несет – за 1.5 часа не напрягаясь прошли 13км. Верховъя Б.Хадаты это сплошной перекат 1-2кс. Река течет между гор, по берегам ивняк и появляются небольшие лиственницы. Недостатка дров здесь уже нет. На стоянку встали в 17.40 на левом берегу, недалеко от устья Гэнахадаты.
Первое нормальное дежурство без дождя и ветра… Все ещё прохладно, но появилось ощущение, что самое сложное позади…
17 августа. Сплав по Хадате.
Ночью было относительно спокойно и тепло, без сильного ветра и дождя. Заморосило привычно под утро.
Позавтракали и неспешно вышли на воду в 8.35. Река опять нас радует сильным течением и чередой несложных перекатов. Тем не менее, расслабляться не стоит – есть прижимы, упавшие деревья и большие камни в воде. Прошли пару перекатов 2 к.с. с высокими валами по всей ширине русла, скорость течения очень высокая.
На обед останавливались у впадения ручья Базовый. Тут оборудованная стоянка на левом берегу, есть баня и песчаный пляж. На противоположном берегу нашлось несколько подберезовиков и море иван-чая. Пока обедали, немного развиднелось, даже начало проглядывать солнце. Искупались.
Прошли еще немного вниз по реке. Вода бирюзовая, прозрачная, вокруг горные склоны.
На стоянку встали напротив коричневой горы Сэрхой в лиственницах. Здесь много голубики и нашлось несколько лиственничных маслят.
На ужин борщ с хариусом. Костерок, хорошая погода и тучи комаров…
18 августа. Сплав по Хадате.
Утром немного похолодало, но на удивление никаких осадков не выпало. После завтрака в 8.35 неспешно пошли вниз по течению. Река изменила характер, бурные перекаты закончились, начались мелкие быстрины практически без валов.
Делали остановку, чтобы сходить с разведкой на лесное озеро. Нашли много красной смородины и спелой жимолости. Обедали в лиственницах в небольшой затоке.
После обеда через пару поворотов подошли к базе заказника. Зашли отметиться. Нас встретил егерь, он сделал отметку в журнале посещений.
На базе есть возможность позвонить домой, неуверенно, но ловит Теле2 и Мегафон.
Егерь подсказал нам, где лучше всего остановиться, чтобы, если повезет, увидеть овцебыков – достопримечательность заказника.
Мы отправились в указанную точку. Не сразу, но все же заметили небольшое стадо. Овцебыков в заказнике всего 35 голов, мы увидели примерно половину.
Вернулись к лодкам. Прошли немного и встали на стоянку в 17.30 на левом берегу в лиственницах с видом на горы.
19 августа. Сплав по Хадате и Щучьей.
Ночью и утром туман, потом солнечно – удалось просушить все вещи. Вышли на воду в 10.40, когда солнце уже спряталось в облака, и задул бодрый ветерок.
Река вновь изменилась – камни на дне сменились сплошным песком. Перекаты закончились, гребем по широким мелякам, течение заметно ослабло.
Обед сделали на слияния Б.Хадаты и Щучьей. На Щучьей тоже песок, но обычный – желтый, а не как в Хадате бирюзовый.
Почти сразу после обеда ходили на рыбалку в озеро по левому берегу. Поймали щуку и окуня на уху. Далее по Щучьей песчаные косы и крутые обрывы. Вода уже не такая прозрачная, как в Большой Хадате, но она здесь потеплее.
На стоянку встали в 17.30 на высоком косогоре по правому берегу. Здесь хорошие виды на реку, а самое главное довольно уверенно ловит Теле2. Удалось нормально поговорить с домом.
20 августа. Сплав по Щучьей.
Утро солнечное. Быстро собрались и в 8.50 вышли на воду. Прогребаем длинные плесы, жарко.
Остановились на одном из поворотов, чтобы искупаться. Видели медвежьи следы на песке у воды. В лесу удалось набрать горку лиственничных маслят.
Далее снова плесы, замедленное течение. Проходя устье Малой Хадаты видели несколько установленных сетей.
Встали на обед чуть ниже в ивняке. Нашли много жимолости.
После обеда задул сильный ветер, на меандрах появляются длинные ветреные прогоны.
На стоянку встали в 18.20 на левом берегу у озера, спрятавшись в глубине ивняка от ветра.
21 августа. Сплав по Щучьей.
Утро сухое, солнечно, малооблачно. Ночью тепло. После завтрака решили сходить в волоковую радиалку по ближайшим озерам выше по течению. Поймали окуней и несколько мелких щук. Перенесли лодки обратно на реку и вернулись на стоянку.
Пообедали и прошли вниз по Щучьей еще 5 км, встали на стоянку на красивом косогоре по правому берегу. Заноситься высоковато, но стоянка хорошая.
Тепло. Пробудился гнус.
22 августа. Сплав по Щучьей.
Утром пасмурно, днем ясно. Вышли в 8.45. Неспешно идем оставшиеся километры до моста. Уровень воды в Щучьей низкий, все протоки через которые можно срезать меандры сухие.
Усилился ветер, идем длинные плесы против него. На подходе к ж/д мосту на правом берегу появились камни и заплескала рыба. Местные называют её чебак и ловят в большом количестве.
Под мостом небольшой перекат. За ним пристали к правому берегу. Здесь много стоянок.
Помыли и разобрали лодки, сложили вещи и приготовились к отъезду.
Солнце светит до самого вечера, безветрие, очень много мошки.
23-24 августа. Выброска.
Проснулись рано утром в 3.30 по Москве. Быстро сложили вещи и в 5 утра вышли на дорогу ловить попутный транспорт. У моста есть сотовая связь – Теле2 и Мотив. Движения по дороге практически нет. В сторону Лабытнанг за полдня проехало 2 трэкола и 2 уазика, но они были загружены и нас не взяли.
Сходили на разведку до разъезда севернее моста, прояснили частично ситуацию с транспортом. Неподалеку рыбачит начальник по разъездам, и он возможно сможет помочь…
Встретили нужный трэкол, поговорили. Взять не могут, много груза, выяснили номера телефонов, по которым можно поговорить с потенциальным водителем, нам дозвониться не удалось.
Решили переместиться до поворота на магазин в паре километров южнее моста. Сходили на факторию, там нам сказали, что не знают как уезжать и бывает, что туристы тут сидят по 3 дня, ждут попутку.
После обеда у дороги возник вариант отъезда с местным водителем с фактории, на Ниве. Время уже поджимает и мы согласились. Пока ребята готовили машину (ремонт) целенаправленно подъехал Камаз-вахтовка. Оказалось, что начальник из трэкола связался с водителем, и нас готовы забрать на обратном пути после заезда на участок. Стоимость 10 тысяч и с багажом нет проблем. Сходили к фактории, объяснили ситуацию «с двойным заказом», извинились.
Загрузились в вахтовку в 14.00. Доехали мы до станции 0-км (по расстоянию это чуть меньше 110км) за 6 с половиной часов…
Дорога очень плохая. Крупные камни, броды, аварийные мосты, ехали со средней скоростью 15 км/ч, растрясло и вымотало нас основательно.
По приезду в цивилизацию в 20.30 или 22.30 по местному времени с трудом, но нашли свободную квартиру на Геофизической (мы в ней бывали в 2015 году) по 600р/сутки с человека. Быстро доехали на такси и заселились ближе к полуночи.
Поход получился непростым, местами тяжелым из-за суровой погоды, но в то же время неимоверно красивым и богатым дарами природы.
Удалось посетить уникальные по красоте природные места, «шагнуть» из Азии в Европу и обратно. Горные озера поразили своим суровым великолепием.
Пусть погода немного нас придавила, но в то же время дала возможность ощутить мощь порогов на Ния-Ю и совершить первопрохождение нижнего каньона Большого Бадьяшора. В какой-то степени, упростился волок вверх по мелким ручьям и по мокрой тундре.
Из-за географических и погодных особенностей местности при подготовке к походу стоит тщательно готовить снаряжение – находить баланс между весом, удобством, погодной защищенностью и безопасностью на маршруте. У нас вышло что сильные ветра и дожди с температурами +3 +6 гр., с редкими перерывами длились почти 2 недели.
В горной части часто бывало, что облака ложатся на землю, покрывая всё тонкой взвесью мороси. Просушить вещи невозможно.
Вода в реках очень холодная. Для прохождения порогов желательно имень неопрен.
Возможна встреча на маршруте с бурым медведем. К этому также следует подготовиться, иметь соответствующий арсенал отпугивающих средств (файер, сигнал охотника и т.п.) Мы видели только следы медведя на р. Щучья.
Ещё одна особенность – дефицит дров в Европейской части. В снаряжении должна быть газовая или мульти-горелка, печка щепочница, спиртовка и т.п.
На маршруте, почти на всем протяжении, отсутствует сотовая телефонная связь.
Полезная информация:
Геофизическая 1б квартира посуточно(500р.сут на 2018г) +79615559481 Александр.
Щучья – Обская Юрий(камаз-вахтовка)(10000р на 2018г) +79224О6О85I, +79О2625I594
Щучья – Обская Тимофей(Нива)(15000р на 2018г) +795I98З6ЗЗ6
ст.110км – оз. Эстото Жданов Ю.В.(вездеход)(6000р/чел на 2018г) – тел. диспетчера – +7 9643866524, страница с информацией