- 02-13 августа 2015 года -

Собь и Хараматалоу

Трек Собь и Хара

Маршрут: ст. Собь – пос. Харп – устье р.Хараматалоу – слияние р. Макар-Рузь и р. Хараматалоу – устье р.Хараматалоу – пос. Катравож – г. Салехард.

Километраж всего 185км, из них, против течения – 15км, по течению – 170 км.

Лодки: Аккорд 30, Аккорд 35, Викинг 3.4, Викинг 3.6.

Время в отчете указано Московское (Ямальское время +2 часа)

Для меня история началась с неожиданного вечернего предложения пойти в поход на речку Собь. Все, вроде, сходилось – через 2 дня уже был куплен билет на Лабытнанги, а через месяц после принятия решения я, весь увешанный сумками и рюкзаками, уже проходил досмотр на вокзале.

Поход начался 31 июля в сидячем вагоне поезда Воронеж – Москва, вещи в двухместное купе влезли без проблем, да и время за разговорами пролетело быстро. По приезду, на Казанском вокзале попали на празднование дня железнодорожника с презентацией 2-этажного поезда на Воронеж. Мимо нас, в нескольких метрах, прошли Якунин и Онищенко со свитой (дела делами, а встретить-то полярных туриков надо).
Через площадь трех вокзалов, не спеша, переместили все вещи в здание Ярославского вокзала, а дальше по очереди сходили погулять по Москве в ожидании поезда. Наконец вечером загрузились и отправились на Полярный Урал.
Два дня за разговорами и сном пролетели довольно быстро. С нами в купе ехал Владимир с Харпа, много рассказывал про морскую рыбалку и природу Ямала.
Учил нас совершенно необходимой на Полярном Урале вещи – как отличить муксуна от щекура…

2 августа. Собь.

В 14.42 по расписанию прибыли на станцию Собь. Вокруг невысокие горы Уральского хребта, такие же деревья, да несколько домов. Река в 100 метрах от ж/д путей. Перенесли вещи к подвесному мосту, видели по ходу много грибов, перешли по камням широкий ручей и приступили к сборке лодок.
Тут же стали объектом пристального интереса кровососов – это Урал, детка!
В 17.10 стартовали. Река быстрая, холодная, очень прозрачная, дно каменистое, много галечных пляжей, перекатов и прижимов. Справа и слева горы, на ближних отрогах лежат снежники, вдалеке виднеются снежные вершины. Без какого либо напряжения, с фотосессиями и рыбалкой, прошли чуть более шести километров и встали на стоянку на правом берегу среди лиственниц в окружении ярких северных цветов. Быстро поставили палатки и натянули тент – с неба начинало капать. Ужин варился под средним дождем, тем не менее, он получился вкусным и питательным.

3 августа. Собь. Рай-Из.
На следующий день погода не изменилась, нас окружили еще более низкие тучи, севшие на вершины гор. Позавтракать и выйти на воду удалось без дождя. Стартовали в 9.50. Собь широкая и мелкая, но для лодок воды хватает. По берегам лиственницы, есть деревья, лежащие в реке и свисающие над водой. Встретили несколько быстротоков с достаточно высокими валами. Временами накрапывал дождь – набрасывали дождевики.
Вскоре подошли к подножию хребта Рай-Из, сложенного коричневатыми породами. Даже с запрятанной в облачной шапке вершиной, он выглядит внушительно. Начали присматривать стоянки, так как планировали, при удачном раскладе подняться к озерам и водопадам на горе. В 12.45 остановились на обед, на популярной стояночной поляне.
Решили пройти немного дальше и, километром ниже по течению, нашли неплохое место для лагеря. Быстро расположились и пошли втроем к водопадам, падающим с горы. По пути проходили через заросли красной смородины. Вторым препятствием стал речной минизатон, через него прошли уже только вдвоём…
К горе отправились напрямик, сначала шли через болотистый участок с голубикой и грибами, а потом и через “каменное море”, сложенное разнокалиберными валунами. Рельеф постепенно поднимается, льет дождь, очень много мошки, идти непросто. Вволю напрыгавшись по камням и кочкам, подошли к подножию Рай-Из. Здесь сразу три шумных потока срываются водопадами с горы, в лощинах лежит снег. Здесь нас накрыл ливень. Казалось бы, надо возвращаться, но в такую погоду к основным потокам добавились небольшие ручейки, опутывающие склоны гор как кровеносная система – очень интересное и редкое зрелище. К слову, боковые притоки с утра уже исчезли. Осмотрев все три водопада и осознав, что по мокрой сыпухе подъемы в лоб здесь небезопасны, повернули назад.
Обратный путь под гору показался проще, хотя дождь почти не прекращался, все вокруг было мокрым.
Лагерь тоже залило водой, но благодаря невероятным усилиям дежурного, ужин был «по расписанию».

4 августа. Собь.
Всю ночь лил дождь, а ближе к утру задул сильный порывистый ветер. Облака немного поднялись над горами и их начало сдувать с вершин. Ко времени выхода на воду в 9.50, дождь совсем прекратился. Собь шустро течет под Рай-Изом, и мы вместе с ней… Через четыре километра от стоянки причалили у живописной заводи по правому берегу. Сходили к небольшому озеру у подножия гор, посмотрели на водопадики, собирали и ели голубику. После старта еще немного гребли рядом с горами, но постепенно стали от них удалятся.
На воде задувает сильный ветер, на некоторых поворотах он дует навстречу и не дает быстрому течению нести лодки. На реке много разбоев русла – выбирали наиболее широкие и полноводные. К часу дня подошли к поселку Харп. Местные сказали что в этом году вода в реке высокая и рыба ловится плохо.
В начале поселка, за перекинутой через реку трубой, прошли первый перекат-порожек. Широко и несложно.
К этому времени распогодилось, тучи сдуло и нас начало немного разогревать солнцем. Шли вдоль Харпа до автомобильного моста, видели экскаватор, разрывающий на берегу яму, после него половина Соби стала мутной. Причалили перед мостом на обед и для похода в поселок за продуктами. До магазина оказалось далековато, проще было выйти сразу за первым порогом, жилые дома и магазины там, а у моста зона для пожизненно осужденных и промзона. Поселок, в той части, где мы проходили, вызвал удручающее впечатление, ветхие дома барачного типа и ржавые гаражи. Вернувшись к лодкам, пообедали и посмотрели с моста на Харпский порог.
В 15.30 зачалились для просмотра правой части порога. Невысокий слив, отделенный от русла камнями, воды хватает. Прошли без проблем. По центру порога идти проще, можно без осмотра.
Вскоре поселок кончился, а за парой поворотов кончилась и сотовая связь. Дальше по правому берегу шумно впадает Енга-Ю. Речка полноводная и вода в ней бурая, соответственно, Собь ниже по течению приобрела цвет чайной заварки. Ширина реки ниже Харпа увеличивается раза в полтора, течение по-прежнему быстрое, много обливных камней и быстротоков на разбоях русла. С берегов впадает несколько торфяных ручьев с коричневой водой. В 18.20 вечера встали на стоянку на левом берегу на опушке лиственничного леса.

5 августа. Собь. Вверх по Харе.
Новый день порадовал нас солнечной погодой и ветром сдувающим мошку. Вышли в 9.45, река широкая и быстрая, несложные перекатики, много галечных островов, начала ловится рыба. Неспешно подошли к месту впадения крупного левого притока под названием Ханмей, остановились на обед. Ханмей полноводный и мутный, впадает очень быстрым потоком.
Ниже слияния Собь стала еще шире, а горы все дальше, но снежные вершины и коричневые хребты видно почти всегда. По правому и левому берегу впадает много ручьев и проток, у впадения ручья Орехёган, на берегу, среди деревьев, видели избу. С небольшими перерывами на разминку ног и рыбалку, гребем до устья Хары. Там мы оказались в 16.20, немного передохнули и отправились вверх по течению. Воды в реке много, в русле пни и деревья.
В нижнем течении Хары много удобных для проводки бечевой галечниковых пляжей, но местами проводка затруднена. Вели байдарки разными способами, перегребали струю, меняли берега.
За два с половиной вечерних часа смогли подняться на четыре с половиной километра от устья. В 19.30 встали на стоянку на продуваемом галечном пляже с крупными камнями, палатки поставили на песок.

6 августа. Вверх по Харе.
Утром совместили загрузку байдарок с небольшим обносом. С 10.30 довольно бодро шли по мелкому галечнику, проблемы при проводке и гребле начал доставлять сильный встречный ветер. Выставить под нужным углом лодку не получается.
Когда добрались до первых шивер, добавилась еще одна проблема – в зоне проводки стали попадаться крупные камни. Обходить их судном и идти по ним неприятно, местами приходилось лавировать.
Хара объединилась в одно не очень широкое русло и начала постепенно приближаться к предгорьям, вода в ней такая же холодная и прозрачная, как и в верховьях Соби. К 13.30 добрались до порога Гагарина, где остановились на обед.
Местность изменилась, берега приподнялись, стало больше скальных выходов, камни в реке ещё больше, ветер встречный. Через порог лодки провели справа. Через километр подошли к порогу Титова. Его уже пришлось обносить, также по правому (по ходу) берегу. Выше этого порога несколько каменистых шивер, проводить лодки непросто, да еще и камни в Харе оказались достаточно острыми, чтобы протереть днища двух Викингов и добавить лишней воды в лодки.
Вскоре прошли высокую живописную скалу со стекающими с нее ручейками. Далее выходили на перспективном для стоянки месте. Тут через камни в нескольких местах впадает небольшим водопадом ручей. Место оказалось красивым, но заросшим и неровным. Продолжили подъем.
В 19.20 в очередной раз перегребли течение и встали лагерем на свободную стоянку на «поляне Терешковой».
К вечеру температура быстро опустилась до 6 градусов тепла и со стороны гор поднялся пронизывающий ветер. На ночь устроили ветрозащиту из лодок вокруг палаток, чтобы не так сильно задувало.

7 августа. Дневка. Радиалка вверх по Харе
Небо затянуло облаками, ледяной ветер как поднялся с вечера так и не ослабевал. Утром занимались ремонтом лодок, заклеивали протёртые при подъеме Викинги.
До Макара пошли втроем: нам предстояло более двух километров проводки лодок вверх по течению.
В процессе были найдены грибы на ужин, съедено много голубики и немного морошки. У слияния рек обнаружили свежую вездеходную колею, оставили лодки и пошли к виднеющемуся выше по течению Хары скальному выступу. Под скалой небольшой порог, наверху следы от кострищ – несколько стояночных мест.
Остались там на некоторое время порыбачить. Вернувшись к лодкам, начали сплав вниз по Харе. За последние два дня уже успели отвыкнуть от такого рода перемещений по реке, было очень приятно и легко идти на веслах по течению, а не пешком против. Вверх поднимались 2 часа, а до стоянки долетели за 15 минут. Остаток дня посвятили рыбалке и отдыху.
Оказалось, что прямо над нашим лагерем на лиственнице свил гнездо небольшой сокол–чеглок. В гнезде сидели птенцы, громко орущие, когда к ним прилетали родители. На противоположном берегу в камнях обитают чайки. К вечеру ветер начал стихать, но температура держалась все также около 6 градусов тепла. Небо немного расчистилось, и нам удалось понаблюдать живописный ярко красный закат.

8 августа. Сплав Хара, Собь.
Погода улучшилась, вышло солнце, и ветер утих. На воде оказались в 10.50. Скалы, шиверы и пороги, которые мы проводили или обносили два дня назад, теперь предстали совсем по другому. Течение само несет вниз с большой скоростью, только успевай маневрировать. Перед п. Титова – перекаты, отдельные камни в русле, хороший тренировочный участок. Порог осмотрели и прошли, лавируя между обливняками.
За порогом очередной «разгонный» перекатистый участок, и следом – порог Гагарина. Осмотрели, тактика прохождения такая же. Проходили по главной струе между двух бочек.
Порожистый участок преодолели без килей и каких либо потерь, а само прохождение совместили с обедом. Встретили несколько групп туристов идущих вверх по течению. Ниже порогов шиверы, перекаты и обливные камни. На выходе Хараматолоу делит русло на две протоки, и мы тоже разделились, аккорды пошли в мелкую правую протоку (по ходу), а мы на викингах пошли по чуть более полноводной левой. Прошли несколько перекатов и прижимов и оказались первыми в устье реки. Останавливались на Соби, чтобы переодеться, так как после обеда совсем потеплело… Стало видно, что уровень воды в Харе опустился примерно на полметра с нашего первого захода три дня назад.
Далее шли не спеша, видели стационарную коптильню на правом берегу. Оказалось, что на этом участке Соби найти нормальное стояночное место очень непросто, берега либо высокие с густыми зарослями, либо пологие, но заболоченные. В Собь впадает множество небольших притоков и ручейков. В 19.40 остановились на каменистом правом берегу, палатки смогли поставить в 100м от воды ближе к лесу.

9 августа. Собь.
День оказался на удивление солнечным и теплым, загорали с самого утра. Вышли в 10 часов, Собь широка и уже не так быстра, как в верхнем течении, рыбачили, смотрели на уток и иногда гребли. Вскоре справа показалась изба у впадения речки Луппаёган, место хорошее, и видно, что популярное. По пути обогнали несколько групп туристов на катамаранах. В 13 часов останавливались на обед. Чем ближе к устью, тем слабее течение Соби, река расширяется, повороты плавные, на просторах дует ветер, после обеда ставший холодным, пришлось одеваться. Появились большие острова, деления русла.
Видели пару каркасов от чумов на берегу. Под вечер, когда стих ветер, на широких плесах начала играть рыба в больших количествах, но ловиться отказывалась. Уровень воды в Соби очень высокий, многие острова и береговая растительность затоплены. К 19 часам вечера дошли до избы Саранюспол и в полутора километрах ниже по течению встали на первую стоянку на левом берегу. Ощутили дефицит дров, пришлось сплавать за ними на другой берег.
Ночью температура опускалась до 0 градусов и ниже, по воде пошел туман, на палаточном тенте образовалась небольшая ледяная корка.

10 августа. Дневка.
В лесу вокруг стоянки оказалось много ягод и грибов, нашли бруснику, чернику, голубику, морошку и несколько ягод княженики. Щучья рыбалка «отменилась» из-за высокой воды, хотя стояли мы у местных знаменитых ям. Днем было тепло, а на солнце жарко, поэтому загорали, купались, стирали вещи и просто отдыхали. К ночи температура снова опускалась до нуля.

11 августа. Собь.
Утром в 10.10 пошли до Катравожа, надо уже думать про транспорт в Салехард. В предыдущий день и в этот к нам подходили парни на моторках, предлагали свои услуги за 2000р с человека доехать до Лабытнанг. Мы решили оставить этот вариант запасным и разузнать все в поселке. Собь расширилась еще больше, течения нет, вскоре подошли к леднику – большому сараю по правому берегу, там местные хранят пойманную рыбу, а водные таксисты отлавливают сходящие группы. Воды очень много, по словам аборигенов, уровень как в весеннее половодье, многие острова в устье затоплены, рыбалки нет, даже в сети рыба не идёт. В 13.50 останавливались на обед после гребли по длинному ветреному плесу, а уже в 16.50 подошли к Катравожу.
Выяснилось, что общественный водный транспорт работает исправно – каждое утро в 6.30 (8.30 по местному) из поселка ходит большой катер в Салехард. Изменения в графике бывают, но редко. Стоимость билета всего 215р, покупают на борту. Обрадованные таким положением дел отправились на поиск стоянки, она нашлась на 400м ниже по течению по левому берегу, за протокой. Прибрежная полоса подмусорена и загрязнена, но на высоком берегу хороший лиственный лес, а чуть дальше за ним на болоте растет много морошки.
Воду на ужин и завтрак набирали посередине Соби, выше основного судового хода.

12 августа. Выброска.
Ранний подъем, быстро вернулись на пристань и приступили к разборке судов. Просушили лодки, упаковались и разместились на катере по имени “Московский-3”. Путь от Катравожа по Оби занял немногим более двух часов. В 8.20 мы уже завтракали у причала речного вокзала Салехарда. Сам вокзал шикарно отделан, а у причала стоят два больших быстроходных катера – “Виктор Черномырдин” и “Рэм Вяхирев”. Вызвали две машины такси и доехали до паромной переправы через Обь, а там пересели в попутную газель до вокзала в Лабытнангах. Пока переправлялись, наблюдали, как охотятся на рыбу крачки, ныряя в бурлящую за буксирами воду. Посмотрели жилье на вокзале – там очень дорого и в душе не оказалось горячей воды. Позвонили местным квартиросдатчикам и устроились на 2 дня в достаточно большой квартире на улице Геофизической (по 500р с человека). Заселились и отправились на прогулку в Салехард. Паром через Обь бесплатный и круглосуточный.
Приступили к «экскурсионке на сходе»… Центральные улицы города чистые, дома разноцветные с необычной архитектурой, видно, что все недавно отстроенное и подновленное. Зашли на рынок, отведали вкусных булочек с печенкой, присмотрелись к местным ценам. Прошлись до Обдорского острога, недавней реконструкции первого поселения в границах современного Салехарда. Прогулялись по аллеям и паркам.

13 августа. Салехард, Лабытнанги.
Последний день перед поездом провели в Салехарде, побывали у неохваченных накануне местных достопримечательностей: памятнику северному оленю, Романтикам 70-х, у стелы “Полярный круг” и у памятника 501-й стройке. Посетили музей им.Шемановского.

Без приключений, с пересадкой в Москве, вернулись в г. Воронеж.

Знакомство с Полярным Уралом вышло замечательным. Удалось посмотреть на Уральские горы, ощутить их суровый характер.
Интересный и важный опыт был получен при подъеме по Харе, ранее не было понимания как это делать и что так вообще можно делать…
По дарам природы вышло замечательно. Были и грибы и ягоды и рыба.
Понравилось и в Салехарде и Лабытнангах. Есть где погулять и что посмотреть.
На Полярный Урал вернёмся обязательно!

Добавить комментарий