Время в отчете указано Московское (Ямальское время +2 часа)
Для меня история началась с неожиданного предложения пойти в поход на Полярный Урал. Всё сошлось – через 2 дня уже был куплен билет на Лабытнанги. А через месяц после принятия решения я, весь увешанный сумками и рюкзаками, был на вокзале.
Поход начался 31 июля в сидячем поезде Воронеж – Москва. По приезду, на Казанском вокзале попали на празднование дня железнодорожника с презентацией 2-этажного поезда на Воронеж. Мимо нас, в нескольких метрах, прошли Якунин и Онищенко со свитой. Через площадь трех вокзалов, не спеша, переместили все вещи в здание Ярославского вокзала. В ожидании поезда по очереди сходили погулять по Москве. Наконец вечером загрузились и отправились на Полярный Урал. Два дня за разговорами и сном пролетели быстро. С нами в купе ехал Владимир с Харпа, много рассказывал про морскую рыбалку и природу Ямала. Учил нас совершенно необходимой на Полярном Урале вещи – как отличить муксуна от щёкура…
2 августа. Собь. В 14.42 по расписанию прибыли на станцию Собь. Вокруг горы Уральского хребта, невысокие деревья, да несколько домов. Река в 100 метрах от ж/д путей. Перенесли вещи к подвесному мосту. Перешли по камням широкий ручей, видели по ходу много грибов. Приступили к сборке лодок, и тут же стали объектом пристального интереса кровососов – это Урал, детка! В 17.10 стартовали. Река быстрая, холодная, очень прозрачная. Дно каменистое, много галечных пляжей, перекатов и прижимов. Справа и слева горы. На ближних отрогах лежат снежники, вдалеке виднеются снежные вершины. Без напряжения, с фотосессиями и рыбалкой, прошли чуть более шести километров и встали на стоянку на правом берегу. Поляна среди лиственниц в окружении ярких северных цветов. Быстро поставили палатки и натянули тент – с неба начинало капать. Ужин варился под средним дождем, тем не менее, он получился вкусным и питательным.
3 августа. Собь. Рай-Из. На следующий день нас окружили еще более низкие тучи, севшие на вершины гор. Позавтракать и выйти на воду удалось без дождя. Стартовали в 9.50. Собь широкая и мелкая, нам воды хватает. В русле коряги. С берегов свисают подмытые лиственницы. Встретили несколько быстротоков с высокими валами. Когда накрапывал дождь – набрасывали дождевики. Вскоре подошли к подножию хребта Рай-Из, сложенного коричневатыми породами. Даже с запрятанной в облачной шапке вершиной, он выглядит внушительно. Начали присматривать стоянки, так как планировали подняться к озерам и водопадам на горе. Выходили на разведку – много вытоптанных полян. Часть занята. В 12.45 остановились на обед. Решили пройти немного дальше. Километром ниже по течению, нашли неплохое место для лагеря. Быстро расположились и пошли напрямую к горе. По пути проходили через заросли красной смородины. От реки сначала шли через болотистый участок с голубикой и грибами, а потом через “каменное море”, сложенное разнокалиберными валунами. Рельеф постепенно поднимается, льет дождь, очень много мошки, идти непросто. Вволю напрыгавшись по камням и кочкам, подошли к подножию Рай-Из. Здесь сразу три шумных потока срываются водопадами с горы, в лощинах лежит снег. Тут нас накрыл ливень. Казалось бы, надо возвращаться, но в такую погоду к основным потокам добавились небольшие ручейки, опутывающие склоны гор как кровеносная система – очень интересное и завораживающее зрелище. К слову, боковые притоки с утра уже исчезли. Осмотрев все три водопада и осознав, что по мокрой сыпухе подъемы в лоб здесь небезопасны, повернули назад. Обратный путь под гору показался проще, хотя дождь почти не прекращался, все вокруг было мокрым. Лагерь тоже залило водой, но благодаря невероятным усилиям дежурного, ужин был приготовлен вовремя и на костре.
4 августа. Собь. Всю ночь лил дождь, а ближе к утру задул сильный порывистый ветер. Облака немного поднялись над горами и их начало сдувать с вершин. Ко времени выхода на воду в 9.50, дождь совсем прекратился. Собь шустро течет под хребтом Рай-Из, и мы вместе с ней… Через четыре километра от стоянки причалили у живописной заводи по правому берегу. Сходили к небольшому озеру у подножия гор. Посмотрели на водопады. Собирали голубику. После старта еще немного гребли в горах, но постепенно стали от них удалятся. На воде задувает сильный ветер, на некоторых поворотах он встречный, и не дает течению нести лодки. На реке много разбоев русла – выбирали наиболее широкие и полноводные. К часу дня подошли к поселку Харп. Местные сказали что в этом году вода в реке высокая и рыба ловится плохо. В начале поселка, за перекинутой через реку трубой, прошли первый перекат-порожек. Широко и несложно. К этому времени распогодилось, тучи сдуло и нас начало разогревать солнцем. Шли вдоль Харпа до автомобильного моста, видели стройку Собского рыбоводного завода у реки. Причалили перед мостом на обед, и для похода в поселок за продуктами. До магазина оказалось далековато, проще было выйти сразу за первым порогом. Жилые дома и магазины там, а у моста колония для пожизненно осужденных “Полярная Сова” и промзона. Поселок, в той части, где мы проходили, вызвал удручающее впечатление. Ветхие дома барачного типа и ржавые гаражи. Вернувшись к лодкам, пообедали и посмотрели с моста на Харпский порог. В 15.30 зачалились для просмотра с правого берега. Невысокий слив, отделенный от русла камнями, воды хватает. Прошли без проблем. По центру порога идти проще, можно без осмотра. Вскоре поселок кончился, а за парой поворотов кончилась и сотовая связь. Дальше по правому берегу шумно впадает Енга-Ю. Речка полноводная и вода в ней бурая. Соответственно Собь ниже по течению приобрела цвет чайной заварки. Ширина реки ниже Харпа увеличивается раза в полтора. Течение по-прежнему быстрое, много обливных камней и быстротоков на разбоях русла. С берегов впадает несколько торфяных ручьев водой. В 18.20 вечера встали на стоянку на левом берегу на опушке леса.
5 августа. Собь. Вверх по Харе. Новый день порадовал нас солнечной погодой и ветром, сдувающим мошку. Вышли в 9.45. Река широкая и быстрая, несложные перекаты, много галечных островов, начала ловится рыба. Неспешно подошли к месту впадения крупного левого притока под названием Ханмей, остановились на обед. Ханмей полноводный и мутный, впадает быстрым потоком. Ниже слияния Собь стала еще шире. Горы всё дальше, но снежные вершины и коричневые хребты видно почти всегда. По правому и левому берегу впадает много ручьев и проток. У впадения ручья Орехъёган, среди деревьев, видели избу. С небольшими перерывами на разминку ног и рыбалку, гребем до устья Хары. Там мы оказались в 16.20, немного передохнули и отправились вверх по течению. Воды в реке много, в русле пни и деревья. В нижнем течении Хары много удобных для проводки бечевой галечниковых пляжей, но местами проводка затруднена. Вели байдарки разными способами, перегребали струю, меняли берега. За два с половиной вечерних часа смогли подняться на четыре с половиной километра от устья. В 19.30 встали на стоянку на продуваемом галечном пляже с крупными камнями. Палатки поставили на песок.
6 августа. Вверх по Харе. На старте сделали небольшой обнос перекатистого поворота. С 10.30 довольно бодро шли по мелкому галечнику. Проблемы при проводке и гребле начал доставлять сильный встречный ветер. Выставить под нужным углом лодку не получается. Когда добрались до первых шивер, в зоне проводки стали попадаться крупные камни. Хара объединилась в одно не очень широкое русло и начала постепенно приближаться к предгорьям. Вода в ней такая же холодная и прозрачная, как и в верховьях Соби. К 13.30 добрались до порога Гагарина, где остановились на обед. Местность изменилась. Берега приподнялись, стало больше скальных выходов. Камни в реке ещё больше. Ветер встречный. Порог провели у левого берега. Через километр подошли к порогу Титова. Его уже пришлось обносить, также по левому берегу реки. Выше несколько каменистых шивер. Подниматься непросто, да еще и камни в Харе оказались достаточно острыми, чтобы протереть днища двух Викингов и добавить лишней воды в лодки. Вскоре прошли под живописной скалой, со стекающими с нее ручейками. Далее встретился живописный ручей, впадающий в нескольких местах через камни водопадом. В 19.20 в очередной раз перегребли течение и встали лагерем на свободную стоянку на «поляне Терешковой». К вечеру температура быстро опустилась до 6 градусов. Со стороны гор поднялся пронизывающий ветер. На ночь устроили ветрозащиту из лодок вокруг палаток, чтобы не так сильно задувало.
7 августа. Дневка. Радиалка вверх по Харе. Небо затянуло облаками, ледяной ветер как поднялся с вечера так и не ослабевал. Утром занимались ремонтом лодок, заклеивали протёртые при подъеме Викинги. Решили подняться еще немного по Харе. До Макар-Рузя нам предстояло чуть более двух километров проводки лодок вверх по течению. В процессе были найдены грибы на ужин, съедено много голубики и немного морошки. У слияния рек обнаружили свежую вездеходную колею. Оставили здесь лодки и пошли к виднеющемуся выше по течению Хары скальному выступу. Под скалой небольшой порог, наверху следы от кострищ – несколько стояночных мест. Вернувшись к лодкам, начали сплав вниз по Харе. За последние два дня уже успели отвыкнуть от такого рода перемещений по реке, было очень приятно и легко идти на веслах по течению. Вверх поднимались 2 часа, а до стоянки долетели за 15 минут. Остаток дня посвятили рыбалке и отдыху. Оказалось, что прямо над нашим лагерем на лиственнице свил гнездо небольшой сокол–чеглок. В гнезде сидели птенцы, громко орущие, когда к ним прилетали родители. На противоположном берегу в камнях обитают чайки. К вечеру ветер начал стихать, но температура держалась все также около 6 градусов. Небо немного расчистилось, и нам удалось понаблюдать живописный ярко красный закат.
8 августа. Сплав Хара, Собь. Погода улучшилась, вышло солнце, и ветер утих. На воде оказались в 10.50. Скалы, шиверы и пороги, которые мы проводили или обносили два дня назад, теперь предстали иначе. Течение само несет вниз с большой скоростью, только успевай маневрировать. Перед п. Титова – перекаты, отдельные камни в русле, хороший тренировочный участок. Порог осмотрели и прошли, лавируя между обливняками. За порогом очередной перекатистый участок, и следом – порог Гагарина. Осмотрели. Проходили по главной струе между двух бочек. Порожистый участок преодолели без килей и каких либо потерь, а само прохождение совместили с обедом. Встретили несколько групп туристов идущих вверх по течению. Ниже порогов шиверы, перекаты и обливные камни. В устьевой части Хараматолоу делит русло на две протоки, и мы тоже разделились, Аккорды пошли в мелкую правую протоку (по ходу), а Викинги пошли по чуть более полноводной левой. Прошли несколько перекатов и прижимов. Останавливались на Соби, чтобы переодеться, так как после обеда совсем потеплело… Стало видно, что уровень воды в Харе опустился примерно на полметра с нашего первого захода три дня назад. Далее шли не спеша. Оказалось, что на этом участке Соби найти нормальное стояночное место очень непросто. Берега либо высокие с густыми зарослями, либо пологие, но заболоченные. В Собь впадает множество небольших притоков и ручейков. В 19.40 остановились на каменистом правом берегу, палатки смогли поставить в 100м от воды ближе к лесу.
9 августа. Собь. День оказался на удивление солнечным и теплым, загорали с самого утра. Вышли в 10 часов. Собь широка и уже не так быстра, как в верхнем течении. Вскоре справа показалась изба у впадения речки Луппайёган. Место хорошее, и видно, что популярное. По пути обогнали несколько групп туристов на катамаранах. В 13 часов останавливались на обед. Чем ближе к устью, тем слабее течение Соби, река расширяется. Повороты плавные, на просторах дует ветер, после обеда ставший холодным, пришлось одеваться. Появились большие острова, деления русла. Видели пару каркасов от чумов на берегу. Под вечер, когда стих ветер, на широких плесах начала играть рыба в больших количествах, но ловиться отказывалась. Уровень воды в Соби очень высокий, многие острова и береговая растительность затоплены. К 19 часам дошли до избы Саранюспол и в полутора километрах ниже по течению встали лагерем на левом берегу. Ощутили дефицит дров, пришлось сплавать за ними на другой берег. Ночью температура опускалась до 0 градусов и ниже, по воде пошел туман. На палаточном тенте образовалась небольшая ледяная корка.
10 августа. Дневка. В лесу вокруг стоянки оказалось много ягод и грибов. Нашли бруснику, чернику, голубику, морошку и несколько ягод княженики. Щучья рыбалка «отменилась» из-за высокой воды, хотя стояли мы у местных знаменитых ям. Днем было тепло, а на солнце жарко. Загорали, купались, стирали вещи и просто отдыхали. К ночи температура снова опускалась до нуля.
11 августа. Собь. Утром в 10.10 пошли до Катравожа. Надо уже думать про транспорт в Салехард. В предыдущий день и в этот к нам подходили парни на моторках, предлагали свои услуги за 2000р с человека доехать до Лабытнанг. Мы решили оставить этот вариант запасным и разузнать все в поселке. Собь расширилась еще больше, течения нет. Вскоре подошли к леднику – большому сараю по правому берегу, там местные хранят пойманную рыбу, а водные таксисты отлавливают сходящие группы. Воды очень много, по словам местных, уровень как в весеннее половодье. Многие острова в устье затоплены, рыбалки нет, даже в сети рыба не идёт. В 13.50 останавливались на обед после гребли по длинному ветреному плесу, а уже в 16.50 подошли к Катравожу. Выяснилось, что общественный водный транспорт работает исправно – каждое утро в 6.30 (8.30 по местному) из поселка ходит большой катер в Салехард. Изменения в графике бывают, но редко. Стоимость билета всего 215р, покупают на борту. Обрадованные таким положением дел отправились на поиск стоянки, она нашлась на 400м ниже по течению по левому берегу, за протокой. Прибрежная полоса загрязнена, но на высоком берегу хороший лиственный лес, а чуть дальше за ним на болоте растет много морошки. Воду на ужин и завтрак набирали посередине Соби, выше основного судового хода.
12 августа. Выброска. Ранний подъем. Быстро вернулись на пристань и приступили к разборке судов. Просушили лодки, упаковались и разместились на катере под названием “Московский-3”. Путь по Оби занял немногим более двух часов. В 8.20 мы уже завтракали у причала речного вокзала Салехарда. Сам вокзал шикарно отделан, а на якоре стоят два больших быстроходных катера – “Виктор Черномырдин” и “Рэм Вяхирев”. Вызвали такси и доехали до паромной переправы через Обь. Там пересели в попутную газель до вокзала в Лабытнангах. Пока переправлялись, наблюдали, как охотятся на рыбу крачки, ныряя в бурлящую за буксирами воду. Посмотрели жилье на вокзале – там очень дорого и не оказалось горячей воды. Обзвонили местных кватриросдатчиков и устроились на 2 дня в хостеле на улице Геофизической (по 500р с человека). Заселились и отправились на прогулку в Салехард. Паром через Обь бесплатный и круглосуточный. Центральные улицы города чистые. Дома разноцветные с необычной архитектурой, видно, что все недавно отстроенное и подновленное. Зашли на рынок, отведали вкусных булочек с печенкой, присмотрелись к местным ценам. Прошлись до Обдорского острога, недавней реконструкции первого поселения в границах современного Салехарда. Прогулялись по аллеям и паркам.
Без приключений, с пересадкой в Москве, вернулись в г. Воронеж.
Знакомство с Полярным Уралом вышло замечательным. Удалось посмотреть на Уральские горы, ощутить их суровый характер. Интересный и важный опыт был получен при подъеме по Харе, ранее не было понимания как это делать, и что так вообще можно делать… По дарам природы вышло отлично. Были и грибы и ягоды и рыба. Понравилось в Салехарде и Лабытнангах. Есть где погулять и что посмотреть. На Полярный Урал вернёмся обязательно!