Маршрут: Глазово – Нижнее Турово – Хохол – Бахчеево – Стрелица – Девица – Семилуки – Первое Мая
Километраж всего – 64 км
Лодки: Викинг 4.7, Щука-3, Таймень-2
Снова весенний завальный сплав. В 2011 и 2012 покоряли Ведугу. Теперь пришло время пройти Девицу. Начать решили после впадения Ольшанки у села Глазово. Отсюда река идет без спрямлённых участков и более менее полноводная.
Верховья проходили командой из 8 человек. За 3 дня удалось дойти только до моста за Хохлом. Завершали сплав через месяц, в мае. Однодневно, налегке и одной лодкой.
Заброска на заказной газели рано утром. Около 8 утра добрались до моста через Девицу у села Глазово. Собираем лодки, завтракаем и готовимся к сплаву.
12 апреля
Погода отличная, солнечно и довольно тепло. В 9.45 вышли на воду. Первый поворот, все просто и легко, а за ним завал, чуть дальше еще два. Левый берег крутоват и лесист, правый довольно пологий с меньшей кучностью кустов и деревьев. Коряг в воде достаточно, но ширина реки в большинстве мест позволяет среди них лавировать. Вскоре с правого берега к реке вплотную подступили поля, завалы прекратились.
Радостно гребли вперед, видели клин гусей, летевших на юго-восток. Вскоре прошли под высоким автомостом. За ним по правому берегу начинаются сосновые посадки.
Дальше ещё несколько завалов. Один решили распилить, но как оказалось, пила легко прорезает за одно движение лодочную ПВХ, когда срывается после полного пропила… Пришлось выходить на берег и быстро заклеивать места порезов.
Не прошло и получаса, а мы уже опять на воде. Завалов немного, часто встречаются полевые участки, но и лавировать между корягами приходится. На левом берегу протяженное Нижнее Турово, но с воды его не видно, обозначилось оно низким деревянным мостиком и мусором на воде.
Через пару поворотов от моста оказались у раздвоения русла, разделились. Для Таймени этот ход оказался фатальным, как-то парни умудрились сделать 20-сантиметровый порез на днище. На этот раз ремонт затянулся. Совместили поклейку с обедом.
На воду смогли выйти только около трех часов дня. Дальше река идет среди деревьев, много завалов, перелазов, проходов под низкими арками поперечного валежника. Местные приспосабливают упавшие коряги под переправу, натягивая на метр выше бревна проволоку-перила. Не доходя устья Калатушки, пересекли брод и собрались всеми лодками под мостом. Решили, что нужно искать стоянку.
Проходим еще пару километров реки с препятствиями и в 17.45 выходим на левый берег, недалеко от прозрачного ручья, стекающего в реку. Поставили палатки и разожгли костёр. Поужинали в сумерках, почаевничали ночью, поговорили о планах на завтра и пошли высыпаться.
13 апреля
Ночь без заморозков, на утро переменная облачность. Вышли в 11 часов. Девица начинает радовать глаз, сильно петляет и уходит в лес, течение местами ускоряется. Частота завалов возрастает, с крутых берегов в реку стекают водопадиками ручьи.
Вскоре подошли к очередной развилке и броду перед ней и опять проходили по разным протокам, на этот раз без происшествий. После воссоединения течений река стала шире, завалы меньше беспокоят, появилось больше возможностей их обойти. Вскоре прошли под навесным мостом и остановились перекусить на первом же месте со столиком у реки.
Река еще немного петляет по лесу, потом вдруг широко разливается и выходит на простор. После длинного свободного участка опять лес, лавируем между корягами. Прошли под подвесным мостом, разогнались на быстрине и уперлись в глухой завал, который пришлось обносить по левому берегу. Еще немного и высокий автомобильный мост в Хохол. Сходили на родник в двухстах метрах от реки.
За мостом начинается территория Хохольского пляжа. Река свободна от коряг, закладывает широкие повороты, на холме виднеется церковь. Прошли под двумя подвесными мостами и под одним полуразрушенным деревянным, попалось пару простых заторов. А вот потом пошло веселье – река сильно сузилась, завалы стали суровее и попадаться стали чаще.
Здесь Девица действительно потекла, все больше быстрин и прижимов. Русло петляет среди высоких деревьев, впадает несколько довольно крупных ручьев. Этот участок кончается у ж/д моста. Под ним же щукари напоролись на металлическую сваю и пропороли днище. Клеить не стали, прижали герму изнутри.
Дальше прошли живописный участок спокойной широкой реки с нависающими ветлами до автомоста. Тут Девица течет прямо в Хохле, на левом берегу дома и огороды, на правом пляж. Через реку перекинуты трубы большого диаметра. В конце пляжа уперлись в мощный завал с мусором, который пришлось обносить по илистому правому берегу.
Как только река стала уходить от населенных мест, удача наша кончилась – уперлись в широкий бревно-мусорный завал с быстриной под ним. На его обнос ушло много сил, а время уже позднее. Быстро выбрали подходящее место и встали на стоянку. А дальше постановка палаток в сумерках, приготовление и поедание ужина уже впотьмах, разговоры, песни у костра, ночной холод.
14 апреля
Утро выдалось морозным, на траве лежал иней, а на байдарках корка льда. Но вскоре солнечные лучи разогрели наш лагерь и стало не так зябко. Сборы затянулись, нужно было заклеить Щуку и Таймень, выйти удалось только ближе к часу дня.
Впереди на реке быстринка с прижимом, а за ней завал. Дальше все тоже самое: лавирование между коряг, пролезание под стволами и переброс лодок через брёвна. Вскоре уперлись в разрушенный ж/б мост в основе которого механизмы какого-то конвейера. Обнос неудобный и чреватый пробоем байдарки из-за торчащих кусков арматуры.
Далее немного свободной воды и опять завалы. Девица петляет в лесу, неожиданно возникают низкие железные мостики, нам их попалось две штуки. Перебрасывали один деревянный мосток с кучей бревен и коряг, собравшихся перед ним. Выйдя из леса, река опять подошла к домам, здесь прошли через плотину с небольшим перепадом. Дальше опять завалы, прорубы, перебросы. Увидели среди деревьев высокий автомост. При приближении к нему уперлись в старый ж/б мосток с торчащей арматурой и ускорением течения под него. Пока обносили, пришла идея закончить сплав, так как это самая простая и доступная точка для выброски, до которой мы могли дойти в этот день. Большинством голосов решили заканчивать поход здесь.
Помыли лодки, просушились и отправились в Воронеж, на приехавшей за нами газели.
11 мая
Вернулись на Девицу, чтобы пройти оставшийся участок до устья. Собирались у того же самого моста. Вышли на воду в полдевятого утра. Местные жители говорили нам, что впереди все завалено, но оказалось, что не так все плохо. Хоть уровень воды и сильно спал по сравнению с апрелем, коряги в основном можно обойти или перепрыгнуть через них, кое-где пролезали под низко лежащими деревьями.
За первым крутым поворотом реки видно новый строящийся высокий мост, а под ним быстрина между железобетонными плитами. Прошли без проблем.
Впереди относительно прямая и широкая река, препятствий немного, легкие перебросы над топляком и пролезание под бревнами. У Бахчеево видели остатки подвесного моста среди деревьев. Левый берег сильно поднялся, на нем виднеются меловые осыпи, в реку впадает несколько родниковых ручьёв. Течение то идет среди деревьев, то выходит на свободные участки. Прошли под очередным мостом и чуть дальше от него перебросили большой завал.
Подошли к впадению Еманчи, довольно крупного притока, тут же вливается несколько родников. У Стрелицы река спокойная, над водой нависают деревья, берега обрывистые. Слева поднимается высокий холм, из него проступают большие природные камни.
Прошли под низким железным и высоким подвесным мостом, перебросили пару коряг и оказались у низкого автомобильного моста. За мостом река сузилась, стало больше деревьев и соответственно препятствий.
Речка узкая, завалы простые, сплав оставляет приятное впечатление. На непродолжительном открытом участке посмотрели на аварийный подвесной мост. Немногим дальше низкий пешеходный мост, а за ним автомобильный на карьер.
Дальше снова ныряем в лес. Растительности много, а препятствий мало. Тут стоит водокачка с деревянным мостиком, пасутся бараны и КРС. За поворотом затормозили у моста с завалом перед ним, немного растолкали бревна и спокойно прошли. После плавного поворота очутились у высокого автомоста по курской трассе. Под ним навален железобетон, и бурлит вода. После осмотра пошли в быстрину. Разогнались и едва не напоролись на торчащую арматуру…
Мы уже в пределах села Девица, одноименная речка узкая, местами заваленная деревьями и плавающим мусором. Перед очередным автомостом прошли под трескучими проводами ЛЭП.
Дальше еще один переброс через завал, река течет по прямой среди деревьев, еще один подвесной мост. За ним зигзагообразный поворот с быстриной, которая выносит на широкий завал с наплавным мусором. Тут у нас случился единственный обнос за весь день.
Впереди снова подвесной мост и дачные домики по правому берегу. Выходим на открытый участок под новый железный мост, за ним брод с быстрым течением и живописные обрывистые берега на поворотах. Дальше серия небольших порожков через камни, прямой участок и завал.
Девица широкая и мелкая, виден песок, летают дикие утки, по берегам отдыхающие жарят шашлыки, а некоторые и купаются. Довольно быстро дошли до разворота Девицы на юг, здесь на дне реки большие камни и длинная быстрина, завалы не беспокоят. Берега высокие, между ними очередной подвесной мост. Река плавно поворачивает на восток.
Здесь живописный участок спокойной реки и высокий правый берег, сочащийся родниками. Тут же слышен шум от кипящей на камнях быстрины с наваленными на течении корягами. Нам не хватило воды, чтобы нормально пройти перекат, ползли по камням. Впереди немного спокойной воды и снова быстроток под автомобильным мостом. Дальше скорость течения не ослабевает. Возникают короткие быстринки, в воде много камней. Вскоре прошли под новым высоким мостом в Семилуки. За ним уже пришлось преодолеть пару завалов, прежде чем мы увидели мост к даче Башкирцева, а за ним устье реки.
Неспешно в четыре вечера закончили поход по Девице и пошли по Дону. В половине пятого причалили за мостом по курской трассе. Собрались и разъехались по домам.
Девица оказалась речкой довольно полноводной, но сильно замусоренной корягами. Несмотря на практически сплошную заселенность берегов, это не напрягает. У реки высокие берега. Домов и огородов не видно. Видно только большое количество мусора. В воде не только пластик, но и железо. За поход порезали 2 лодки.
Из красот можно отметить сосновые посадки в районе Нижнего Турово, старые ветлы в Хохле, устье Еманчи, перекаты и выходы камня ближе к устью. В остальном Девица – это река, бегущая в тоннеле из клёна ясенелистного, иногда попадается ветла, тополь и черная ольха.
В нижнем течении Девицы после этого похода бывал еще несколько раз. Конфигурация завалов на реке каждый год меняется: